Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма человека во многом определяет правильная осанка. Понятие «осанка» имеет много толкований и определений. Наиболее распространенным, встречающим в большинстве литературных источников, являются следующее: «Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, принимаемая без излишних мышечных усилий». Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов. Сдавленные грудной клеткой легкие не могут полностью расправиться, набрать свежего воздуха при вдохе для нормального насыщения крови кислородом. В результате нарушаются окислительные процессы, а ткани и клетки не получают достаточного питания, что ведет к понижению общей сопротивляемости организма. Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы, функционировании внутренних органов и могут привести к серьезным заболеваниям, таким как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз и др. Поэтому формирование правильной осанки и исправление дефектов – одна из самых важнейших задач физического воспитания ребенка.Правильной осанкой считается такое положение тела, которое характеризуется:
- свободным положением туловища и прямым расположением головы, составляющим вертикальную прямую с туловищем;
- симметричностью плеч и лопаток. Плечи развернуты, а лопатки прижаты к спине, грудь несколько выступает вперед, живот подтянут;
- одинаковой длинной рук и ног, Ноги в коленных суставах прямые;
- симметричным расположением гребней подвздошных костей и одинаковой формой треугольников, образуемых боковой поверхностью туловища и внутренней поверхностью опущенных рук;
- равномерной волнообразностью позвоночного столба. Физиологические изгибы умеренно выражены, остистые отростки позвоночника расположены на одной линии;
- своды стоп правильно развиты.
Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. Позвоночник – это основной стержень опорно-двигательного аппарата, центральная ось тела, защитный футляр для спинного мозга, подвижная биомеханическая цепь. Для того чтобы определить, какая у ребенка осанка, его нужно вплотную поставить спиной к стене до касания ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При правильной осанке расстояние от стенки до шейного изгиба и от стенки до поясничного изгиба позвоночника должно быть примерно равны ширине ладони ребенка.К приобретенным нарушениям позвоночника могут привести следующие причины:
- общее недостаточное развитие мускулатуры ребенка – неправильные позы, деформация связок, суставов, снижение опорных свойств;
- неравномерное развитие мышц живота, спины, бедер, удерживающих позвоночник в правильном положении;
- уменьшение или увеличение угла наклона таза;
- продолжительная болезнь ребенка или частые заболевания, ослабляющие его организм,
- рахит;
- неудовлетворительный общий режим ребенка, недостаточно или чрезмерно пассивный отдых, недостаточный сон;
- неправильный режим питания;
- однообразные движения (однобокие), прыжки на одной ноге.
К дефектам позвоночника могут привести и плохие привычки, которые с раннего детства играют большую роль в образовании неправильной осанки:
- привычка стоять с опорой на одну ногу;
- неправильная походка с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми ногами и спиной, покачивание туловища из стороны в сторону;
- переноска тяжести в одной руке;
- привычка неправильно сидеть за столом во время письма, чтения;
- привычка читать лежа на боку;
- неправильная одежда (короткие подтяжки, высокие каблуки).
Упражнения на создание представления о правильной осанке и ее формирование
- Показать правильное положение тела в стойке. Попросить ребенка принять такое положение, особенно обращать внимание на положение головы, так как опущенная голова приводит к сгибанию спины и сутулой осанке.
- Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое положение.
- И.П. – стоя у стены в положении правильной осанки, немного прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, и возвратиться в И.П.
- И.П. – то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперед, в сторону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.
- И.П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями (поднимание, опускание, приведение, отведение), не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены.
- И.П. – то же. Наклоны туловища вперед, в сторону с последующим касанием головой и плечами стенки.
- И.П. – то же. Полуприседание и приседание, скользя вдоль стены.
Выполнять вышеуказанные упражнения можно с гимнастической палкой, обручем, в положении лежа на полу.
Подготовила инструктор по физвоспитанию:
Беломестнова О.А.