Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма человека во многом определяет правильная осанка.    Понятие «осанка» имеет много толкований и определений. Наиболее распространенным, встречающим в большинстве литературных источников, являются следующее: «Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, принимаемая без излишних мышечных усилий».    Осанка является одним из важных слагаемых  здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов. Сдавленные грудной клеткой легкие не могут полностью расправиться, набрать свежего воздуха при вдохе для нормального насыщения крови кислородом. В результате нарушаются окислительные процессы, а ткани и клетки не получают достаточного питания, что ведет  к понижению общей сопротивляемости организма. Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы, функционировании внутренних органов и могут привести к серьезным заболеваниям, таким как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз и др. Поэтому формирование правильной осанки и исправление дефектов – одна из самых важнейших задач физического воспитания ребенка.Правильной осанкой считается такое положение тела, которое характеризуется:

  • свободным положением туловища и прямым расположением головы, составляющим вертикальную прямую с туловищем;
  • симметричностью плеч и лопаток. Плечи развернуты, а лопатки прижаты к спине, грудь несколько выступает вперед, живот подтянут;
  • одинаковой длинной рук и ног, Ноги в коленных суставах прямые;
  • симметричным расположением гребней подвздошных костей и одинаковой формой треугольников, образуемых боковой поверхностью туловища и внутренней поверхностью опущенных рук;
  • равномерной волнообразностью позвоночного столба. Физиологические изгибы умеренно выражены, остистые отростки позвоночника расположены на одной линии;
  • своды стоп правильно развиты.

     Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. Позвоночник – это основной стержень опорно-двигательного аппарата, центральная ось тела, защитный футляр для спинного мозга, подвижная биомеханическая цепь.     Для того чтобы определить, какая у ребенка осанка, его нужно вплотную поставить спиной к стене до касания ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При правильной осанке расстояние от стенки до шейного изгиба и от стенки до поясничного изгиба позвоночника должно быть примерно равны ширине ладони ребенка.К приобретенным нарушениям позвоночника могут привести следующие причины:

  • общее недостаточное развитие мускулатуры ребенка – неправильные позы, деформация связок, суставов, снижение опорных свойств;
  • неравномерное развитие мышц живота, спины, бедер, удерживающих позвоночник в правильном положении;
  • уменьшение или увеличение угла наклона таза;
  • продолжительная болезнь ребенка или частые заболевания, ослабляющие его организм,
  • рахит;
  • неудовлетворительный общий режим ребенка, недостаточно или чрезмерно пассивный отдых, недостаточный сон;
  • неправильный режим питания;
  • однообразные движения (однобокие), прыжки на одной ноге.

К дефектам позвоночника могут привести и плохие привычки, которые с раннего детства играют большую роль в образовании неправильной осанки:

  • привычка стоять с опорой на одну ногу;
  • неправильная походка с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми ногами и спиной, покачивание туловища из стороны в сторону;
  • переноска тяжести в одной руке;
  • привычка неправильно сидеть за столом во время письма, чтения;
  • привычка читать лежа на боку;
  • неправильная одежда (короткие подтяжки, высокие каблуки).

Упражнения на создание представления о правильной осанке и ее формирование

  1. Показать правильное положение тела в стойке. Попросить ребенка принять такое положение, особенно обращать внимание на положение головы, так как опущенная голова приводит к сгибанию спины и сутулой осанке.
  2. Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое положение.
  3. И.П. – стоя у стены в положении правильной осанки, немного прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, и возвратиться в И.П.
  4. И.П. – то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперед, в сторону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.
  5. И.П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями (поднимание, опускание, приведение, отведение), не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены.
  6. И.П. – то же. Наклоны туловища вперед, в сторону с последующим касанием головой и плечами стенки.
  7. И.П. – то же. Полуприседание и приседание, скользя вдоль стены.

 Выполнять вышеуказанные упражнения можно с гимнастической палкой, обручем, в положении лежа на полу.

Подготовила инструктор по физвоспитанию:

Беломестнова О.А.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 622 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.